«Прикоснись сердцем» 2016 год
Социальная программа «Прикоснись сердцем»
(социальная адаптация инвалидов и их семей)vcx
1.Содержание проблемы и обоснование ее решения
Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вместе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. К сожалению, в настоящее время поддержка семьи с ребенком-инвалидом со стороны общества недостаточна для сохранения самой семьи - главной опоры детей.
В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.
1. Проблемы социально-медицинского и амбулаторного обслуживания.
2. Материально - бытовые и жилищные проблемы.
3. Финансовые проблемы.
4. Психолого-педагогические проблемы.
5. Проблемы психологического климата в семье и взаимоотношений.
6. Проблема профессиональной подготовки детей-инвалидов.
7. Проблема организации безбарьерной среды.
8. Проблема достаточного правового обеспечения.
9. Проблема информационного обеспечения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.
10. Проблема оказания комплексной социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами.
Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.
Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми-инвалидами носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.
Уход за ребенком-инвалидом в семье ложится на мать, которая, сделав выбор в пользу больного ребенка, оказывается в полной зависимости от больниц, санаториев, от частых обострений недугов. Себя она отодвигает на столь дальний план, что оказывается за бортом жизни. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно, если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения).
Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.
В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты и стараются сообща решать проблемы воспитания и лечения своих детей.
Большинство родителей отмечают недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные услуги. Некоторые семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с какой-либо патологией.
Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.
Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей инвалида, являются:
• воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;
• заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;
• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;
• вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;
• постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.
Все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, характеризуются определенными признаками:
• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);
• личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
• семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
• социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
• особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка;
Таким образом, развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.
Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.
В последние годы наблюдается рост числа инвалидов, в том числе с психоневрологическими диагнозами. Работу с ними ведут как государственные, так и общественные учреждения. Однако после выхода таких инвалидов из детского возраста они часто оказываются вне системы социальной реабилитации, не приспособлены к окружающей среде. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание и патология. Такая модель ослабляет социальную позицию инвалида, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» общения, обрекает его на признание своего неравенства по сравнению с другими людьми. Каждый человек- ребенок или взрослый, здоровый или больной, обделенный или одаренный способностями, имеет равные права на жизнь и развитие. Человек не может развиваться вне общества, и общество обязано передавать ему столько своего опыта, сколько позволят получить его возможности, даже если они и ограничены.
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, всегда имели проблемы с их дополнительным образованием, их социально-психологической адаптацией и интеграцией в общество. Родителям таких детей необходима помощь в воспитании, которую и предполагается оказывать педагогами, имеющими опыт работы с детьми – инвалидами, людьми неравнодушными к судьбам детей с ограниченными возможностями. Привлечение к реализации социальной программы людей, заинтересованных в проблемах семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид, желание поддержать такую семью, помочь в воспитании ребенка; даст возможность больше узнать о проблемах инвалидности, и не столько проявить милосердие и сострадание, а оценить достоинство ребенка и родителей, которые отдают все свои силы на воспитание больного ребенка.
В организации «ТЕПЛО ДУШИ» - 70 детей с ограниченными возможностями и инвалидов детства в возрасте 18 лет. Большая часть из них с психоневрологическими заболеваниями. Для таких инвалидов детства и их родителям не менее важна моральная, психологическая поддержка, позволяющая преодолеть чувство неполноценности, одиночества, оторванности от жизни. Созданная в организации развивающая среда позволит инвалидам, детям и взрослым, благодаря родителям, воспитывающим их, здоровым сверстникам, педагогам поверить в собственные силы, потенциальные возможности.
Программа «Прикоснись сердцем» в ходе реализации которой будут созданы условия для умственного, духовного, эмоционального и эстетического развития в условиях индивидуального подхода к каждому, позволит инвалидам детства найти свое место в жизни, раскрыть свои таланты, вернуть чувство собственного достоинства, почувствовать, что они нужны другим людям, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями смогут преодолеть психологическую изоляцию в силу равнодушного и отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам, участвовать в общественной жизни , отдавая все свои силы на право жить полноценной жизнью.
2. Цели и задачи Программы
Цели
1. Создать условия для преодоления изолированности семей с детьми инвалидами, образования новых социальных связей, получения социальных навыков, социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.
2. Создать условия для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности.
3. Создать условия, которые позволят каждому инвалиду детства реализовать свои возможности, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
4. Использовать технологию социокультурной анимации – восстановление утраченных личностью позитивных связей с самим собой, с людьми, с окружающим миром в целом.
5. Создать условия для умственного, духовного, эмоционального и эстетического развития инвалида детства. в условиях индивидуального подхода к каждому.
6. Создать условия для преодоления отчуждения молодых инвалидов от общества и культуры, организации полноценного общения, познания и творчества для таких людей.
Задачи
1. Помочь инвалиду детства утвердиться в обществе, отстаивая права на участие в общественной жизни, на занятие интересным делом, спортом, организацию культурного досуга.
2. Привлечь к благотворительной деятельности инвалидов детства, несовершеннолетних членов их семей, друзей, добровольных помощников, родителей, педагогов, имеющих опыт работы с детьми с ограниченными возможностями для проведения занятий в клубах по интересам.
3. Организовать патронажное обслуживание самостоятельно не передвигающихся детей с целью выявления их творческих способностей, совместного проведения праздничных мероприятий, а также помощи на дому молодыми инвалидами организации.
4. Привлечь опытных педагогов, которые научили бы инвалидов преодолевать трудности, помогли раскрыть их способности и таланты, проводили мероприятия с использованием игровых интерактивных программ, что является одним из способов решения проблемы социальной адаптации и реабилитации инвалида детства.
5. Помочь семье ребенка инвалида, преодолеть барьер неполноценной семьи, вовлекая родителей к подготовке и проведению различных мероприятий, проводимых организацией совместно с семьями, воспитывающими здоровых детей.
3. Перечень основных мероприятий
1.Социальная поддержка инвалидов детства и их семей
- привлекать специалистов, имеющих опыт работы с детьми-инвалидами
(медиков, педагогов, психотерапевтов, сексопатологов и т.д.) для проведения лекций, бесед, консультаций с родителями о разрешении проблем по воспитанию инвалидов детства и сложных жизненных ситуаций, возникающих в семье;
- организовать для родителей Клуб « В согласии с собой» для обмена опытом по воспитанию и лечению детей с различными заболеваниями, совместно с работниками библиотеки № 19 готовить и предоставлять информацию о новинках в лечении конкретных заболеваний детей инвалидов;
- привлекать родителей для подготовки и проведению мероприятий, проводимых в «Тепло души»: проведению тематических праздников, занятий в кулинарном Клубе, Клубах «Ступеньки творческого роста», «Музыкальный калейдоскоп» ,в православном Клубе «Пересвет»;
- проводить совместные мероприятия со здоровыми сверстниками, школьниками Клуба старшеклассников городского Дворца детского творчества, юными читателями библиотеки №19, студентами БелГу с целью безболезненной интеграции инвалидов детства в общество;
- проводить патронажное обслуживание детей самостоятельно не передвигающихся с целью выявления творчески одаренных инвалидов для проведения занятий на дому, помощи их родителям в воспитании;
- проводить праздничные мероприятия для детей самостоятельно не передвигающимся на дому силами молодых инвалидов организации, совместно с сотрудниками библиотеки №19 организовать доставку и чтение литературы; проводить поздравления с днем рождения детей оставшихся без попечения родителей (детский дом)
- выделять средства для оказания материальной помощи матерям детей инвалидов
- оказывать родителям юридическую помощь, проводить консультации по изменениям в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов.
- привлекать добровольцев Центра добровольческого движения для оказания бытовых услуг семьям с детьми-инвалидами;
2.Спортивно-оздоровительная работа для инвалидов детства и родителей с привлечением здоровых сверстников
-проведение спортивного праздника «Спорт для всех1» (ко Дню инвалида),
-проведение спортивно-игровых эстафет (ко Дню защитников Отечества, ко Дню защиты детей),
-проведение турниров по настольным играм (ко Дню защиты детей, ко Дню инвалида),
-проведение «Дня здоровья» ко Дню семьи
-организация занятий в группе «Здоровья» в плавательном бассейне Дворца детского творчества для детей с ограниченными возможностями и сопровождающих родителей
- организация оздоровительного отдыха на базе отдыха в с.Шопино и ВОС, в православном лагере
3.Организация культурного досуга для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников
1.Проведение тематических праздников (Рождество, Масленица, к 23 февраля, к 8 марта, «Жёны мироносицы», Пасха, День Победы, ко Дню семьи, ко Дню города, ко Дню Матери, Новогодние)
2.Посещение культурно-зрелищных учреждений:
-занятия и праздники в музее народной культуры, краеведческом музее в клубе «Музей и семья»,
по соглашению с руководством посещение спектаклей в государственном драматическом театре, государственной филармонии благотворительно.
3.Организация экскурсий ко Дню города, по святому Белогорью
4.Организация и проведение выставок творческих работ ко Дню семьи, в декадник, посвященный Дню инвалида, передвижной фотовыставки «Белгородчина православная», в выставочном зале Белэкспоцентра по согласованию с торгово-промышленной палатой;
4. Организация занятий в Клубах для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников
1. проведение занятий в Клубе «Ступеньки творческого роста» по тематике «Умеешь сам научи другого», «Мастер – классов» инвалидами старше 18 лет, родителями, педагогами Центра технического творчества;
2. проведение занятий и праздников в кулинарном Клубе «Хочу все знать» родителями организации, учащимися торгово-кулинарных заведений, посещение учебных учреждений выпускающих поваров, кулинаров;
3.проведение занятий в Клубе «Музыкальный калейдоскоп» родителями организации, музыкальными работниками, выступление детей музыкальных школ, встречи с представителями семейных династий музыкантов
4.занятия и подготовка спектаклей в самодеятельном театре «Домовёнок» и кукольного театра «Теремок», экскурсии за кулисы театров;
5.занятия сказкотерапией, арттерапией и пескотерапией психологами библиотеки №19 и БелГУ
6.занятия в православном Клубе «Пересвет» (беседы на православную тему, встречи со священнослужителями в храме Сергия Радонежского, проведение православных праздников, благотворительных выставок, ярмарок)
5. Объём денежных средств, необходимых для реализации Программы «Прикоснись сердцем» на 2016 год
№ Мероприятия
Сумма в рублях
1. Социальная поддержка инвалидов детства и их семей 70000,00
2. Спортивно-оздоровительная работа для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников 80000,00
3. Организация культурного досуга для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников 150000,00
4. Организация занятий в Клубах для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников 50000,00
5. Оплата услуг специалистов на проведение мероприятий в рамках реализации социальной программы 187000,00
ИТОГО 537000,00
Источники членские взносы 168000,00
поступления добровольные взносы 10000,00
пожертвования 179000,00
бюджетные средства 180000,00
6. Механизм реализации Программы
Мероприятия готовятся и проводятся совместно с исполнителями Программы после составления Планов работы с инвалидами в каждой организации. Контроль за выполнением мероприятий по Программе осуществляет координационный Совет, сформированный из представителей каждой организации. Один раз в квартал – заседание Совета с приглашением представителя управления социальной защиты населения.
1. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания города Белгорода» – помощь в организации встреч за круглым столом с психологами, юристами, соц.работниками, консультации для родителей по изменениям в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов детства и их семей
2. Библиотека семейного чтения № 19 - участие в благотворительной деятельности: посещение тяжелобольных инвалидов с целью обеспечения их художественной, медицинской литературой. Проведение совместных со здоровыми читателями библиотеки тематических праздников, занятий по тематике «Умеешь сам, научи другого»., занятий по сказкотерапии, арттерапии и пескотерапии, рисованию педагогами, имеющими опыт работы с детьми инвалидами. Оказание помощи в организации встреч с людьми разных профессий, писателями, актерами, священнослужителями.. Проведение выставок творческих работ., «Мастер-классов» педагогами Центра технического творчества, родителями организации. Предоставление информации о новинках в лечении соответствующих заболеваний родителям инвалидов детства
3. Дворец детского творчества – организация и проведение спортивных мероприятий здоровыми детьми Клуба старшеклассников, организация оздоровительной работы, участие в благотворительной деятельности.
4. Белгородский историко-краеведческий музей – проведение занятий в клубе «Музей и семья», проведение выставок, экскурсий в плане патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения
5. Музей народной культуры – проведение занятий, праздников с целью изучения традиций, истории родного края, патриотического и духовного воспитания
6. Храм Сергия Радонежского – проведение православных праздников, бесед на православную тему, встречи со священнослужителями в храме, организация благотворительных православных выставок, ярмарок; патриотическое воспитание молодого поколения на примерах жизненного пути святых угодников Божиих и подвижников благочестия; воспитание и образование духовно-нравственной личности.
7. Белгородская филармония – посещение концертных программ с целью привития любви к музыке, адаптация в обществе.
8. Белгородский драматический театр – посещение спектаклей с целью расширения общего кругозора, любви к творчеству, адаптация в обществе.
9. БМООИД «ТЕПЛО ДУШИ» - организация благотворительной деятельности; социальная поддержка детей инвалидов, родителей, воспитывающих их; проведение спортивно- оздоровительной работы; организация культурного досуга инвалидов детства и их родителей; организация и проведение занятий в Клубах по интересам; подготовка и проведение мероприятий ко Дню защиты детей, ко Дню инвалида: турниры по настольным играм, выставки творческих работ, фестивали «Поверь в себя!»; проведение тематических праздников; работа по привлечению к участию и подготовке мероприятий здоровых сверстников и их семей; финансирование мероприятий.
7. Организация контроля за ходом реализации Программы
1. Предоставление отчёта о выполнении Программы управлению социальной защиты населения г. Белгорода, Совету БМООИД «Тепло души», членам организации.
2. Проверки расходования денежных средств, выделенных на Программу, Контрольно-ревизионными комиссиями БМООИД «Тепло души», организаций, финансирующих Программу.
3. Публикации в местной прессе, на сайте организации, оформление стендов, альбомов, привлечение корреспондентов радио и телевидения , специалистов управления социальной защиты населения на проводимые мероприятия.
8. Социально-экономические последствия и оценка эффективности Программы
1. Принятые в последние годы меры государственной поддержки инвалидов и их семей
(введение ежемесячной денежной выплаты, предоставление набора социальных услуг и пр.) не обеспечивают принципиального изменения положения детей-инвалидов и их семей в обществе. Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, участие в Конвенции о правах ребенка требуют модернизации работы с детьми инвалидами и семьями их воспитывающими ..На смену медицинской модели детской инвалидности пришла новая –социальная модель, основанная на понимании того, что трудности и ограничения жизнедеятельности детей-инвалидов связаны не только с наличием биологических дефектов, но прежде всего с недостаточностью или отсутствием условий для нормальной полноценной жизни. Планируется, что существенно улучшит положение детей – инвалидов и их семей реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
2. Выполнение Программы «Прикоснись сердцем» поможет семьям, воспитывающим детей-инвалидов решить многие проблемы в плане воспитания, обучения; получить квалифицированную медицинскую, психологическую, юридическую помощь; расширит круг общения инвалидов детства, даст возможность инвалидам детства и родителям реализовать свой потенциал, найти свое место в жизни, поверить в свои силы, научит выживать в любых условиях.
3. В результате использования технологий социокультурной анимации будет проходить восстановление утраченных личностью позитивных связей с самим собой, с людьми, с окружающим миром.
4. Благодаря участию в мероприятиях здоровых сверстников и их родителей, волонтеров, прихожан храма Сергия Радонежского появится возможность просвещать население о необходимости поддержки детей-инвалидов и их семей, формировать отношение к ним как к равным членам общества.
5.В связи с тем, что количество инвалидов в г. Белгороде не уменьшается, Программа не потеряет свою значимость и в будущем.
Финансовая поддержка Программы поможет реализовать ее в полном объеме и выполнить поставленные организацией задачи по ликвидации барьера социальной и пространственной изоляции детей-инвалидов и воспитывающих их семей, безболезненной интеграции инвалидов детства в общество путём проведения мероприятий совместно со здоровыми сверстниками, а включение детей с ограниченными возможностями и инвалидов детства в социальную среду, подготовка их к более независимой, самостоятельной жизни в обществе выполнит одну из важнейших задач системы социальной реабилитации