«Прикоснись сердцем» 2016 год

Социальная программа «Прикоснись сердцем»
Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

                                                                      Социальная программа «Прикоснись сердцем»
                                                                                                     (социальная адаптация инвалидов и их семей)vcx

 

1.Содержание проблемы и обоснование  ее решения

    Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением  в семье ребёнка-инвалида,  которое обусловлено его болезнью.

    Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инва­лид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вместе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. К сожалению, в настоящее время поддержка семьи с ребенком-инвалидом со стороны общества недостаточна для сохранения самой семьи - главной опоры детей.

   В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.

1.  Проблемы социально-медицинского и  амбулаторного обслуживания.

2.  Материально - бытовые и жилищные проблемы.

3.  Финансовые проблемы.

4.  Психолого-педагогические проблемы.

5.  Проблемы психологического климата в семье и взаимоотношений.

6.  Проблема профессиональной подготовки детей-инвалидов.

7.  Проблема организации безбарьерной среды.

8.  Проблема достаточного правового обеспечения.

9.  Проблема информационного обеспечения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.

10.  Проблема оказания комплексной социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами.

    Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

    Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми-инвалидами носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

    Уход за ребенком-инвалидом в семье ложится на мать, которая, сделав выбор в пользу больного ребенка, оказывается в полной зависимости от больниц, санаториев, от частых обострений недугов. Себя она отодвигает на столь дальний план, что оказывается за бортом жизни. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии.

    Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата

    Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно, если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения).

   Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. 

   В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты и стараются сообща решать проблемы воспитания и лечения своих детей.

    Большинство родителей отмечают недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные услуги. Некоторые семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с какой-либо патологией.

   Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

   Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей инвалида, являются:

•  воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

• заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;

• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;

•    вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;

•  постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

  Все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, характеризуются определенными признаками:

• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

•  личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

•   семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

• социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

• особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка;

   Таким образом, развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.

  Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

   В последние годы наблюдается рост числа инвалидов, в том числе с психоневрологическими диагнозами. Работу с ними ведут как государственные, так и общественные  учреждения. Однако после выхода таких инвалидов из детского возраста они часто оказываются вне системы социальной реабилитации, не приспособлены к окружающей среде. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание и патология. Такая модель ослабляет социальную позицию инвалида, снижает его социальную значимость, обособляет от  «нормального» общения, обрекает его на признание своего неравенства по сравнению с другими людьми. Каждый человек- ребенок или взрослый, здоровый или больной, обделенный или одаренный способностями, имеет равные права на жизнь и развитие. Человек не может развиваться вне общества, и общество обязано передавать ему столько своего опыта, сколько позволят получить его возможности, даже если они и ограничены.

   Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, всегда имели проблемы с их дополнительным образованием, их социально-психологической адаптацией и интеграцией в общество. Родителям таких детей  необходима помощь в воспитании, которую и предполагается оказывать педагогами, имеющими опыт работы с детьми – инвалидами, людьми неравнодушными к судьбам детей с ограниченными возможностями. Привлечение  к реализации социальной программы людей, заинтересованных в проблемах семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид, желание поддержать такую семью, помочь в воспитании ребенка; даст возможность больше узнать о проблемах инвалидности, и не столько проявить милосердие и сострадание, а оценить достоинство ребенка и родителей, которые отдают все свои силы на воспитание больного ребенка.

   В организации «ТЕПЛО ДУШИ» - 70 детей с ограниченными возможностями и инвалидов детства в возрасте 18 лет. Большая часть из них с психоневрологическими заболеваниями. Для таких инвалидов детства и их родителям не менее важна моральная, психологическая поддержка, позволяющая преодолеть чувство неполноценности, одиночества, оторванности от жизни. Созданная в организации развивающая среда позволит инвалидам, детям и взрослым, благодаря родителям, воспитывающим их, здоровым сверстникам, педагогам  поверить в собственные силы, потенциальные возможности.

   Программа «Прикоснись сердцем» в ходе реализации которой будут созданы условия для умственного, духовного, эмоционального и эстетического развития в условиях индивидуального подхода к каждому,  позволит инвалидам детства найти свое место в жизни, раскрыть свои таланты, вернуть чувство собственного достоинства, почувствовать, что они нужны другим людям, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями смогут преодолеть психологическую изоляцию в силу равнодушного и отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам,  участвовать в общественной жизни , отдавая все свои силы на  право жить полноценной жизнью.

 2. Цели и задачи Программы

Цели

1.     Создать условия для преодоления изолированности семей с детьми  инвалидами, образования новых социальных связей, получения     социальных навыков, социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.

2.     Создать условия для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности.

3.     Создать условия, которые позволят каждому инвалиду детства реализовать свои возможности, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.

4.     Использовать технологию социокультурной анимации – восстановление утраченных личностью позитивных                связей с самим собой, с людьми, с окружающим миром в целом.

5.     Создать условия для умственного, духовного, эмоционального и эстетического развития инвалида детства. в условиях индивидуального подхода к каждому.

6.     Создать условия для преодоления отчуждения молодых инвалидов от общества и культуры, организации   полноценного общения, познания и творчества для таких людей.

 Задачи

1.  Помочь инвалиду детства утвердиться в обществе, отстаивая права на участие в общественной  жизни, на занятие интересным делом, спортом, организацию культурного досуга.

2.  Привлечь к благотворительной деятельности инвалидов детства, несовершеннолетних членов их семей, друзей, добровольных помощников, родителей, педагогов, имеющих опыт работы с детьми с ограниченными возможностями для проведения занятий  в клубах по интересам.

3.  Организовать патронажное обслуживание самостоятельно не передвигающихся  детей с целью выявления их творческих способностей, совместного проведения праздничных мероприятий, а также помощи на дому молодыми инвалидами организации.

4. Привлечь опытных педагогов, которые научили бы инвалидов преодолевать трудности, помогли раскрыть их способности и таланты, проводили мероприятия с использованием игровых интерактивных программ, что является  одним из способов решения проблемы социальной адаптации и реабилитации инвалида детства.

5. Помочь семье  ребенка инвалида, преодолеть барьер неполноценной семьи, вовлекая родителей к подготовке и проведению различных мероприятий, проводимых организацией совместно с семьями, воспитывающими здоровых детей.

  3.  Перечень основных мероприятий

 1.Социальная поддержка инвалидов детства и их семей

- привлекать специалистов, имеющих опыт работы с детьми-инвалидами

(медиков, педагогов, психотерапевтов, сексопатологов и т.д.)  для проведения лекций, бесед, консультаций с родителями о разрешении проблем по воспитанию инвалидов детства и сложных жизненных ситуаций, возникающих в семье;

 - организовать для родителей Клуб « В согласии с собой» для обмена опытом по воспитанию и лечению детей с различными заболеваниями, совместно с работниками библиотеки № 19 готовить и предоставлять информацию о новинках в лечении конкретных заболеваний детей инвалидов;

 - привлекать родителей для подготовки и проведению мероприятий, проводимых в «Тепло души»: проведению тематических  праздников, занятий  в кулинарном Клубе, Клубах «Ступеньки творческого роста», «Музыкальный калейдоскоп» ,в православном Клубе «Пересвет»;

- проводить совместные мероприятия со здоровыми сверстниками, школьниками Клуба старшеклассников городского Дворца детского творчества, юными читателями библиотеки №19, студентами БелГу с целью безболезненной  интеграции инвалидов детства в общество;

- проводить патронажное обслуживание детей самостоятельно не передвигающихся   с целью выявления творчески одаренных инвалидов для  проведения занятий на дому, помощи их родителям в воспитании;

- проводить праздничные мероприятия для детей самостоятельно не передвигающимся  на дому силами молодых инвалидов организации, совместно с сотрудниками библиотеки №19 организовать доставку и  чтение литературы; проводить поздравления с днем рождения детей оставшихся без попечения родителей (детский дом)

- выделять средства для оказания  материальной помощи матерям детей инвалидов

- оказывать родителям юридическую помощь, проводить консультации по  изменениям  в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов.

- привлекать добровольцев Центра добровольческого движения для оказания бытовых услуг семьям с детьми-инвалидами;

2.Спортивно-оздоровительная работа для инвалидов детства и родителей с привлечением здоровых сверстников

-проведение спортивного  праздника «Спорт для всех1» (ко Дню инвалида),

-проведение спортивно-игровых  эстафет  (ко Дню защитников Отечества, ко Дню защиты детей),

-проведение турниров  по настольным играм (ко Дню защиты детей, ко  Дню инвалида),

-проведение «Дня  здоровья» ко Дню семьи

-организация занятий в группе «Здоровья» в плавательном бассейне Дворца детского творчества для детей с ограниченными возможностями  и сопровождающих родителей

-  организация оздоровительного отдыха на базе отдыха в с.Шопино и ВОС, в православном лагере

3.Организация культурного досуга для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников

1.Проведение тематических праздников (Рождество, Масленица, к 23 февраля, к 8 марта,  «Жёны мироносицы», Пасха, День Победы, ко Дню семьи, ко Дню города, ко Дню Матери, Новогодние)

2.Посещение культурно-зрелищных учреждений:

 -занятия и праздники  в музее народной культуры, краеведческом музее в клубе «Музей и семья»,

по соглашению с руководством посещение спектаклей в государственном драматическом театре, государственной филармонии благотворительно.

3.Организация экскурсий ко Дню города, по святому Белогорью

4.Организация и проведение выставок творческих работ ко Дню семьи, в декадник, посвященный Дню инвалида, передвижной фотовыставки «Белгородчина православная», в выставочном зале Белэкспоцентра по согласованию с торгово-промышленной палатой;

4. Организация занятий в Клубах  для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников

1. проведение занятий в Клубе «Ступеньки творческого роста» по тематике «Умеешь сам научи другого», «Мастер – классов»  инвалидами старше 18 лет, родителями, педагогами Центра технического творчества;

2. проведение занятий и праздников в кулинарном Клубе «Хочу все знать» родителями организации, учащимися торгово-кулинарных заведений,  посещение учебных учреждений выпускающих поваров, кулинаров;

3.проведение занятий в Клубе «Музыкальный калейдоскоп» родителями организации, музыкальными работниками, выступление детей музыкальных школ, встречи с представителями семейных династий музыкантов

4.занятия и подготовка спектаклей в самодеятельном театре «Домовёнок» и кукольного театра «Теремок», экскурсии за кулисы театров;

5.занятия сказкотерапией, арттерапией и  пескотерапией психологами библиотеки №19 и БелГУ

6.занятия в православном Клубе «Пересвет» (беседы на православную тему, встречи со священнослужителями в храме Сергия Радонежского, проведение православных праздников, благотворительных выставок, ярмарок)

 

5. Объём денежных средств, необходимых для реализации   Программы «Прикоснись сердцем» на 2016 год

№ Мероприятия
Сумма в рублях
1. Социальная поддержка инвалидов детства и их семей  70000,00
2. Спортивно-оздоровительная работа для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников 80000,00
3. Организация культурного досуга для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников  150000,00
4. Организация занятий в Клубах для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников  50000,00
5.  Оплата услуг специалистов на проведение мероприятий в рамках реализации социальной программы  187000,00
 
ИТОГО   537000,00
 

Источники                           членские взносы                   168000,00

поступления                        добровольные взносы          10000,00

                                              пожертвования                      179000,00         

                                              бюджетные средства             180000,00

 6. Механизм реализации Программы

   Мероприятия готовятся и проводятся совместно с исполнителями Программы после составления Планов работы с инвалидами в каждой организации. Контроль за выполнением мероприятий по Программе осуществляет координационный Совет, сформированный из представителей каждой организации. Один раз в квартал – заседание Совета с приглашением представителя управления социальной защиты населения. 

1. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания города Белгорода»  – помощь в организации встреч за круглым столом с психологами, юристами, соц.работниками, консультации для родителей по изменениям в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов детства и их семей

2. Библиотека семейного чтения № 19  - участие в благотворительной деятельности: посещение тяжелобольных инвалидов с целью обеспечения их художественной, медицинской литературой. Проведение совместных со здоровыми читателями библиотеки тематических праздников, занятий по тематике «Умеешь сам, научи другого»., занятий по сказкотерапии, арттерапии и пескотерапии, рисованию педагогами, имеющими опыт работы с детьми инвалидами. Оказание помощи в организации встреч с людьми разных профессий, писателями, актерами, священнослужителями.. Проведение выставок творческих работ., «Мастер-классов» педагогами Центра технического творчества, родителями организации. Предоставление информации о новинках в лечении соответствующих заболеваний родителям инвалидов детства

3. Дворец детского творчества – организация и проведение спортивных мероприятий здоровыми детьми Клуба старшеклассников, организация оздоровительной работы, участие в благотворительной деятельности.

4. Белгородский историко-краеведческий музей – проведение занятий в клубе «Музей и семья», проведение выставок, экскурсий в плане патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения

5. Музей народной культуры – проведение занятий, праздников с целью изучения традиций, истории родного края, патриотического и духовного воспитания

6. Храм Сергия Радонежского – проведение православных праздников, бесед на православную тему, встречи со священнослужителями в храме, организация благотворительных православных выставок, ярмарок; патриотическое воспитание молодого поколения на примерах жизненного пути святых угодников Божиих и подвижников благочестия; воспитание и образование духовно-нравственной личности.

7. Белгородская филармония – посещение концертных программ с целью привития любви к музыке, адаптация в обществе.

8. Белгородский драматический театр – посещение спектаклей  с целью расширения общего кругозора, любви к  творчеству, адаптация в обществе.

9. БМООИД «ТЕПЛО ДУШИ» - организация благотворительной деятельности;  социальная поддержка детей инвалидов, родителей, воспитывающих их; проведение спортивно- оздоровительной работы; организация культурного досуга инвалидов детства и их родителей; организация и проведение занятий в Клубах по интересам; подготовка и проведение мероприятий ко Дню защиты детей, ко Дню инвалида: турниры по настольным играм, выставки творческих работ, фестивали «Поверь в себя!»; проведение тематических праздников; работа по привлечению к участию и подготовке мероприятий здоровых сверстников и их семей; финансирование мероприятий.

7.  Организация контроля за ходом реализации Программы

1. Предоставление отчёта о выполнении Программы управлению социальной  защиты населения г. Белгорода,                                                                                                                Совету БМООИД «Тепло души», членам организации.

2. Проверки расходования денежных средств, выделенных на Программу, Контрольно-ревизионными комиссиями БМООИД «Тепло души», организаций, финансирующих Программу.                                                                       

3. Публикации в местной прессе, на сайте организации,  оформление стендов, альбомов, привлечение корреспондентов радио и телевидения , специалистов управления социальной защиты населения на проводимые  мероприятия.

 8. Социально-экономические последствия и оценка эффективности Программы

1. Принятые в последние годы меры государственной поддержки инвалидов и их семей

 (введение ежемесячной денежной выплаты, предоставление набора социальных услуг и пр.) не обеспечивают принципиального изменения положения детей-инвалидов и их семей в обществе. Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, участие в Конвенции о правах ребенка требуют модернизации работы с детьми  инвалидами и семьями их воспитывающими ..На смену медицинской модели детской инвалидности пришла новая –социальная модель, основанная на понимании того, что трудности и ограничения жизнедеятельности детей-инвалидов  связаны не только с наличием биологических дефектов, но  прежде всего с недостаточностью или отсутствием условий для нормальной полноценной жизни. Планируется, что существенно улучшит положение детей – инвалидов и их семей реализация  государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

2. Выполнение Программы «Прикоснись сердцем» поможет семьям, воспитывающим детей-инвалидов решить многие проблемы в плане воспитания, обучения; получить квалифицированную  медицинскую, психологическую, юридическую помощь; расширит  круг  общения инвалидов детства,  даст возможность инвалидам детства и родителям реализовать свой потенциал, найти свое место в жизни, поверить в свои силы, научит выживать в любых условиях.

 3. В результате  использования технологий социокультурной анимации будет проходить восстановление утраченных личностью позитивных связей с самим собой, с людьми, с окружающим миром.

 4. Благодаря участию в мероприятиях здоровых сверстников и их родителей, волонтеров, прихожан храма Сергия Радонежского  появится возможность просвещать население о необходимости поддержки детей-инвалидов и их семей, формировать отношение к ним как к равным членам общества.

5.В связи с тем, что количество инвалидов в г. Белгороде не уменьшается, Программа не потеряет свою значимость и в будущем.

Финансовая поддержка Программы поможет реализовать ее в полном объеме и выполнить поставленные организацией задачи по ликвидации барьера социальной и пространственной изоляции детей-инвалидов и воспитывающих их семей, безболезненной интеграции инвалидов детства в общество путём проведения мероприятий совместно со здоровыми сверстниками, а  включение детей с ограниченными возможностями и инвалидов детства в социальную среду, подготовка их к более независимой, самостоятельной жизни в обществе выполнит одну из важнейших задач системы социальной реабилитации

 

Председатель
Контакты:
Надежда Евгеньевна Михальчук
+7(951) 153-84-99
Адрес:
308014 г. Белгород, ул. Садовая, д. 3, оф. 105 (МБОУ ДОД Белгородский дворец детского творчества)
Михальчук Надежда Евгеньевна
Председатель
+7(951) 153-84-99
teplo-dushi31@yandex.ru
Адрес:
308014 г. Белгород, ул. Садовая, д. 3, оф. 105 (МБОУ ДОД Белгородский дворец детского творчества)
Портал информационной поддержки некоммерческих организаций Белгородской области