Социальная программа «Моя семья – моя опора» 2018 год

Социальная программа «Моя семья – моя опора» 2018 год
Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

                                                                                                                  Cоциальная программа 

                                                                                  «Моя семья – моя опора»

                                                                   (социальная адаптация инвалидов детства и их семей)

 1.Содержание проблемы и обоснование  ее решения

      Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением  в семье ребёнка-инвалида,  которое обусловлено его болезнью.

      Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инва­лид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вместе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. К сожалению, в настоящее время поддержка семьи с ребенком-инвалидом со стороны общества недостаточна для сохранения самой семьи - главной опоры детей

      В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.

1.     Проблемы социально-медицинского и  амбулаторного обслуживания.

2.     Материально - бытовые и жилищные проблемы.

3.     Финансовые проблемы.

4.     Психолого-педагогические проблемы.

5.     Проблемы психологического климата в семье и взаимоотношений.

6.     Проблема профессиональной подготовки детей-инвалидов.

7.     Проблема организации безбарьерной среды.

8.     Проблема достаточного правового обеспечения.

9.     Проблема информационного обеспечения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.

10.   Проблема духовно-нравственного воспитания и образования

11.   Проблема оказания комплексной социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами.

    Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

    Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми-инвалидами носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

    Уход за ребенком-инвалидом в семье ложится на мать, которая, сделав выбор в пользу больного ребенка, оказывается в полной зависимости от больниц, санаториев, от частых обострений недугов. Себя она отодвигает на столь дальний план, что оказывается за бортом жизни. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии.

    Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата

   Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно, если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения).

   Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. 

   В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты и стараются сообща решать проблемы воспитания и лечения своих детей, прибегая к помощи и священнослужителей в плане воспитания детей на примерах жизненного пути святых угодников и  подвижников.

   Большинство родителей отмечают недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные услуги. Большинство  семей не имеет сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с какой-либо патологией, не имеет необходимой литературы по духовному образованию.

  Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

  Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей инвалида, являются:

•  воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

• заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;

• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;

•  вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре;

• постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

Все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, характеризуются определенными признаками:

• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

•  личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

•  семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

• социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

• особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка;

Таким образом, развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.

Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, всегда имели проблемы с их дополнительным образованием, их социально-психологической адаптацией и интеграцией в общество, духовным образование. Родителям таких детей  необходима помощь в воспитании, которую и предполагается оказывать педагогами, имеющими опыт работы с детьми – инвалидами, священнослужителями, людьми неравнодушными к судьбам детей с ограниченными возможностями. Привлечение  к реализации социальной программы « Моя семья – моя опора» людей, заинтересованных в проблемах семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид, желание поддержать такую семью, помочь в воспитании ребенка даст возможность больше узнать о проблемах инвалидности, и не столько проявить милосердие и сострадание, а оценить достоинство ребенка и родителей, которые отдают все свои силы на воспитание больного ребенка.

В организации «ТЕПЛО ДУШИ» - 65 детей  с ограниченными возможностями и инвалидов детства в возрасте 18 лет. Большая часть из них с психоневрологическими заболеваниями. Для таких инвалидов детства и их родителям не менее важна моральная, психологическая поддержка, позволяющая преодолеть чувство неполноценности, одиночества, оторванности от жизни. Созданная в организации развивающая среда позволит инвалидам, детям и взрослым, благодаря родителям, воспитывающим их, здоровым сверстникам, педагогам  поверить в собственные силы, потенциальные возможности.

Программа «Моя семья – моя опора»» в ходе реализации которой будут созданы условия для умственного, духовного, эмоционального и эстетического развития в условиях индивидуального подхода к каждому,  позволит инвалидам детства найти свое место в жизни, раскрыть свои таланты, вернуть чувство собственного достоинства, почувствовать, что они нужны другим людям, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями смогут преодолеть психологическую изоляцию в силу равнодушного и отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам,  участвовать в общественной жизни , отдавая все свои силы на  право жить полноценной жизнью.

2.Цели и задачи Программы

   Цели

1.     Создать условия для преодоления изолированности семей с детьми  инвалидами, образования новых социальных связей, получения  социальных навыков, безболезненной социальной  интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.

2.     Создать условия для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности

3.     Создать условия, которые позволят каждому инвалиду детства  и члену его семьи реализовать свои возможности, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.

4.  Создать условия для умственного, духовного, эмоционального и эстетического развития инвалида детства. в  условиях индивидуального подхода к каждому.

  Задачи

 1.     Помочь семье  ребенка инвалида, преодолеть барьер неполноценной семьи, вовлекая родителей к подготовке  различных мероприятий, проводимых организацией совместно с семьями, воспитывающими здоровых детей.

2.     Помочь семье ребёнка  инвалида утвердиться в обществе, отстаивая права на участие в общественной  жизни, на занятие интересным делом, спортом, организацию культурного досуга.

3.     Привлечь к благотворительной деятельности инвалидов детства, членов их семей, педагогов, священнослужителей, для проведения занятий в клубах по интересам.

4.     Организовать посещение маломобильных инвалидов детства членами организации с целью оказания конкретной помощи семье в воспитании, изучении духовной литературы, решении бытовых проблем.

                           

 3.     П Е Р Е Ч Е Н Ь  О С Н О В Н Ы Х   М Е Р О П Р И Я Т И Й

 

1.Социальная поддержка инвалидов детства и их семей

- привлекать специалистов, имеющих опыт работы с детьми-инвалидами

(медиков, педагогов, психотерапевтов, сексопатологов и т.д.)  для проведения лекций, бесед, консультаций с родителями о разрешении проблем по воспитанию инвалидов детства и выхода из сложных жизненных ситуаций, возникающих в семье;

   - продолжать работу Клуба «В согласии с собой»  для обмена опытом по воспитанию и лечению детей с различными заболеваниями, совместно с работниками библиотеки № 19, готовить и предоставлять информацию о новинках в лечении конкретных заболеваний детей инвалидов;

 - привлекать родителей для подготовки и проведению мероприятий, проводимых в «Тепло души»: проведению тематических  праздников, занятий  в кулинарном Клубе «Совершенство вкуса», Клубах «Ступеньки творческого роста», в православном Клубе «Пересвет»;

- проводить совместные мероприятия со здоровыми сверстниками;  школьниками Клуба старшеклассников городского Дворца детского творчества, юными читателями библиотеки №19 с целью безболезненной  интеграции инвалидов детства в общество;

-проводить посещение маломобильных детей на дому  членами организации для оказания помощи их родителям в медицинских вопросах и духовном воспитании, оказании социально-бытовых услуг;

- выделять средства для оказания  материальной помощи одиноким  матерям детей инвалидов;

-оказывать родителям юридическую помощь, проводить консультации по  изменениям  в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов;

- создать родительское Кафе для проведения вечеров отдыха, встреч с писателями, поэтами, музыкантами и т.д.

  2. Духовное и нравственное воспитание  в семьях, воспитывающих детей с ограниченными   возможностями

- организация встреч со священнослужителями в  православном  Клубе «Пересвет» по вопросу духовного воспитания детей и родителей, патриотического воспитания детей на примерах жизни святых угодников, утверждения православной культуры, проводить православные праздники совместно с учащимися православной Гимназии;

-организовать благотворительные православные выставки, ярмарки творческих работ родителей и детей инвалидов, занимающихся в Клубе «Ступеньки творческого роста»  и их здоровых сверстников;

  • организация паломнических поездок по святому Белогорью совместно со священнослужителями храма Сергия Радонежского;
  •  - проводить благотворительные Акции «Семья семье» с целью оказания помощи одеждой, продуктами     малообеспеченным семьям;
  • ежемесячное посещение храма Сергия Радонежского, исповедь, причастие, соборование.

 

3.Спортивно-оздоровительная работа инвалидов детства и родителей с привлечением здоровых сверстников

- провести работу по вовлечению семей с детьми-инвалидами в члены Федерации адаптивного спорта с целью дальнейшего их участия в мероприятиях,  проводимых Федерацией;

-проведение спартакиад «Спорт для всех!» (День защиты детей, День инвалида);

-проведение  спортивно-игровых  эстафет (ко Дню защитников Отечества, ко Дню семьи);

-проведение турниров  по настольным играм ( День защиты детей,  День инвалида);

-организация занятий в группе «Здоровья» в плавательном бассейне Дворца детского творчества для детей с ограниченными возможностями  и сопровождающих  их родителей;

-  организация оздоровительного отдыха на базе отдыха в с. Старые Глинки, в оздоровительном лагере «Юность».

 

4.Организация культурного досуга для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников

1. Проведение тематических праздников (Рождество, Масленица, 23 февраля, 8 марта, Пасха, «Жёны мироносицы», День Победы, День семьи, День города, День молодёжи, День Матери, Декада, посвящённая Дню инвалида, новогодние мероприятия)

2.Посещение культурно-зрелищных учреждений:

 -занятия и праздники  в музее народной культуры, краеведческом музее в клубе «Музей и семья»;

- по соглашению с руководством посещение спектаклей в государственном драматическом театре, государственной филармонии на благотворительной основе;

3.Организация экскурсий  по историческим и святым местам родного края, паломнических поездок;

4.Организация и проведение выставок творческих работ ко Дню семьи, Дню защиты детей, в декадник, посвященный Дню инвалида, православных  выставок, в выставочном зале Белэкспоцентра по согласованию с торгово-промышленной палатой;

5 Организация занятий в Клубах  для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников

1.Занятия в православном Клубе «Пересвет» (беседы на православную тему, встречи со священнослужителями в храме Сергия Радонежского, проведение православных праздников , благотворительных выставок, ярмарок, благотворительной Акции «Семья семье»);

2. Проведение занятий в Клубе «Ступеньки творческого роста» по тематике «Умеешь сам научи другого», «Мастер – классов»  инвалидами старше 18 лет, родителями, педагогами Центра технического творчества, педагогами ДДТ;

3. Проведение занятий и праздников в кулинарном Клубе «Совершенство вкуса»» родителями организации, учащимися торгово-кулинарных учебных заведений,  посещение учебных учреждений выпускающих поваров, кулинаров;

4.Занятия и подготовка спектаклей в самодеятельном театре «Домовёнок»;

5..Занятия сказко, арттерапией и пескотерапией психологами библиотеки №19 и БелГу;

6.Посещение занятий по прикладному творчеству в Центре молодёжных инициатив;

7. Посещение занятий по проекту «Мы вместе» в МБУ «Комплексный центр социальной поддержки населения              г. Белгорода»

 

4.Объём денежных средств, необходимых для реализации Программы «Моя семья - моя опора» на 2018 год

№ Мероприятия
Сумма в рублях
1. Социальная поддержка инвалидов детства и их семей   30000,00
2. Духовное и нравственное воспитание  в семьях, воспитывающих детей с ограниченными   возможностям  20000,00
3.  Спортивно-оздоровительная работа для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников  40000,00
4. Организация культурного досуга для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников   120000,00
5. Организация занятий в Клубах для инвалидов детства и их родителей с привлечением здоровых сверстников   10000,00
6. Оплата услуг специалистов на проведение мероприятий в рамках реализации социальной программы   60000,00
 
ИТОГО    280000,00
 

Источники                           членские взносы                   150000,00

поступления                        добровольные взносы          10000,00

                                             пожертвования                       20000,00         

                                             бюджетные средства             100000,00

  5.Механизм реализации Программы

       Мероприятия готовятся и проводятся совместно с исполнителями Программы после составления Планов работы с инвалидами в каждой организации. Контроль за выполнением мероприятий по Программе осуществляет координационный Совет, сформированный из представителей каждой организации, управление социальной защиты населения г. Белгорода.

1. Храм Сергия Радонежского – проведение работы с родителями детей-инвалидов по распространению православной веры, православной литературы, проведение православных праздников совместно с учащимися православной гимназии и изостудии, бесед на православную тему, встречи со священнослужителями в храме, организация благотворительных православных выставок, ярмарок, благотворительной Акции «Семья семье».

2. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания  населения города Белгорода»  – помощь в организации встреч за круглым столом с психологами, юристами, соц.работниками, консультации для родителей по изменениям в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов детства и их семей, предоставление актового зала для проведения мероприятий, занятия по прикладному творчеству по программе «Мы вместе»

3. Библиотека семейного чтения № 19  - участие в благотворительной деятельности: посещение семей, воспитывающих маломобильных детей инвалидов с целью обеспечения их художественной, медицинской, православной литературой. Проведение совместных со здоровыми читателями библиотеки православных, тематических праздников, занятий по тематике «Умеешь сам, научи другого», занятий по сказкотерапии, арттерапии, пескотерапии, рисованию педагогами, имеющими опыт работы с детьми инвалидами. Оказание помощи в организации встреч с людьми разных профессий, писателями, актерами, священнослужителями. Проведение выставок творческих работ, «Мастер-классов» педагогами Центра технического творчества, родителями организации. Предоставление информации о новинках в лечении соответствующих заболеваний родителям инвалидов детства.

4. Дворец детского творчества – организация и проведение спортивных мероприятий здоровыми детьми Клуба старшеклассников, организация оздоровительной работы, участие в благотворительной деятельности.

5. Белгородский историко-краеведческий музей – проведение занятий в клубе «Музей и семья», проведение выставок, экскурсий в плане патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

6. Музей народной культуры – проведение занятий, праздников с целью изучения традиций, истории родного края, патриотического и духовного воспитания, организация выставок творческих работ инвалидов детства.

7. Белгородская филармония – посещение концертных программ с целью привития любви к музыке, в летнее время концертов в ботаническом саду НИУ БелГУ.

8 .Белгородский драматический театр – посещение спектаклей  с целью расширения общего кругозора, любви к  искусству.

9. БМООИД «ТЕПЛО ДУШИ» - организация благотворительной деятельности;  социальная поддержка детей инвалидов, родителей, воспитывающих их; проведение спортивно- оздоровительной работы; организация культурного досуга инвалидов детства и их родителей; организация и проведение занятий в Клубах по интересам; подготовка и проведение мероприятий ко Дню защиты детей, ко Дню инвалида: турниры по настольным играм, выставки творческих работ, фестивали «Мир равных возможностей», проведение тематических, православных праздников; работа по привлечению к участию и подготовке мероприятий родителей и здоровых сверстников; вовлечение семей в Федерацию адаптивного спорта; финансирование мероприятий.

 6. Организация контроля за ходом реализации Программы

1. Предоставление отчёта о выполнении Программы управлению социальной защиты населения г. Белгорода, Совету БМООИД «Тепло души», членам организации, по необходимости организациям, участвующим в реализации программы.

2. Проверки расходования денежных средств, выделенных на Программу, Контрольно-ревизионными комиссиями БМООИД «Тепло души», организаций, финансирующих Программу.                                                                       

3. Публикации в местной прессе, на сайте организации, оформление стендов, альбомов, привлечение корреспондентов радио и телевидения,  на проводимые  мероприятия.

 7.Социально-экономические последствия и оценка эффективности программы

          Принятые в последние годы меры государственной поддержки инвалидов и их семей (введение ежемесячной денежной выплаты, предоставление набора социальных услуг и пр.) не обеспечивают принципиального изменения положения детей-инвалидов и их семей в обществе. Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, участие в Конвенции о правах ребенка требуют модернизации работы с детьми  инвалидами и семьями их воспитывающими. На смену медицинской модели детской инвалидности пришла новая – социальная модель, основанная на понимании того, что трудности и ограничения жизнедеятельности детей-инвалидов  связаны не только с наличием биологических дефектов, но  прежде всего с недостаточностью или отсутствием условий для нормальной полноценной жизни. Планируется, что существенно улучшит положение детей – инвалидов и их семей реализация  и  государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

 1. Выполнение Программы «Моя семья – моя опора» поможет семьям, воспитывающим детей-инвалидов решить многие проблемы в плане духовного воспитания, обучения; получить квалифицированную  медицинскую, психологическую, юридическую помощь, расширить круг  общения инвалидов детства,  даст возможность инвалидам детства и родителям реализовать свой потенциал, найти свое место в жизни, поверить в свои силы, научит выживать в любых условиях.

2. В результате  использования технологий социокультурной анимации будет проходить восстановление утраченных личностью позитивных связей с самим собой, с людьми, с окружающим миром.

3. Благодаря участию в мероприятиях здоровых сверстников и их родителей,  прихожан храма Сергия Радонежского  появится возможность просвещать население о необходимости поддержки детей-инвалидов и их семей, формировать отношение к ним как к равным членам общества.

4. В связи с тем, что численность семей, воспитывающих детей инвалидов в г. Белгороде не уменьшается, Программа не потеряет свою значимость и в будущем.

   Финансовая поддержка Программы поможет реализовать ее в полном объеме и выполнить поставленные организацией задачи по ликвидации барьера социальной и пространственной изоляции детей-инвалидов и воспитывающих их семей,; безболезненной интеграции инвалидов детства в общество путём проведения мероприятий совместно со здоровыми сверстниками, а  включение детей с ограниченными возможностями и инвалидов детства в социальную среду, подготовка их к более независимой, самостоятельной жизни в обществе выполнит одну из важнейших задач системы социальной реабилитации.

 

 

 

Председатель
Контакты:
Надежда Евгеньевна Михальчук
+7(951) 153-84-99
Адрес:
308014 г. Белгород, ул. Садовая, д. 3, оф. 105 (МБОУ ДОД Белгородский дворец детского творчества)
Михальчук Надежда Евгеньевна
Председатель
+7(951) 153-84-99
teplo-dushi31@yandex.ru
Адрес:
308014 г. Белгород, ул. Садовая, д. 3, оф. 105 (МБОУ ДОД Белгородский дворец детского творчества)
Портал информационной поддержки некоммерческих организаций Белгородской области