Социальная программа « Жить полной жизнью» 2019 год
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Жить полной жизнью»
(социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью)
1.Содержание проблемы и обоснование ее решения
Социализация личности – процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Несмотря на рост числа инвалидов, в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально не защищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.
Основная проблема людей с ограниченными возможностями содержится в нарушении их отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования. Данная проблема является результатом не только физического и психического здоровья, но и следствием недостигаемой архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть также способен, и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует неравноправие возможностей.
Проблема социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья не теряет своей актуальности и с каждым годом привлекает к себе все большее внимание. Каждый человек независимо от степени ограничения является частью общества, и от того как он входит в социальную структуру, усваивает общественные нормы и образцы поведения, зависит развитие как всего общества, так и отдельной личности. Работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной сфере.
Специфика работы с молодыми инвалидами должна строиться на учете того факта, что они значительно труднее адаптируются к негативным социальным изменениям, обладая пониженной способностью к самозащите, в силу чего и оказались самой малообеспеченной частью населения. Положение усугубляется недостаточной разработанностью правовой базы их социальной защиты и поддержки со стороны государства и негосударственных организаций. В то же время ранее действующие меры государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности молодых людей с ограниченными возможностями, утрачивают свою эффективность. Сложившаяся ситуация требует от государства осуществления определённых мер, направленных на устранение возникших проблем, на формирование единой модели социальной политики в целом для создания условий достойного существования своих граждан. Молодой инвалид, как субъект социализации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться, как можно полнее влиться в социальную жизнь.
Среди проблем, возникающих в процессе социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, следует, прежде всего, выделить социальные - недостаточность форм социальной поддержки, низкая доступность здравоохранения, образования, культуры, отсутствие бытового обслуживания и необходимой архитектурной среды и т. д.
Анализируя проблемы социализации инвалидов можно отметить основные пути повышения адаптационных процессов людей с ограниченными возможностями здоровья:
разработка общественных и государственных реабилитационных программ для молодых инвалидов;
создание профильных реабилитационных центров, в которых решались бы проблемы социальной помощи, а также общения и взаимопомощи;
формирование открытого социокультурного пространства, привлечение волонтеров, студентов психолого-педагогических специальностей в качестве социальных работников;
проведение работы по профессиональному самоопределению инвалидов на основании имеющихся знаний о собственных психологических особенностях с учетом программ саморазвития.
Основные принципы, которые должны соблюдаться при организации социальной интеграции людей с ограниченными возможностями:
• запрет на дискриминацию;
• равенство возможностей; полноценное участие всех людей с ограниченными возможностями в жизни общества;
• уважение различий и отношение к инвалидности как к части присущего человечеству разнообразия;
• достоинство и личная автономия инвалидов, включая свободу в принятии собственных решений;
• участие людей с ограниченными возможностями во всех решениях, которые затрагивают их жизнь как на индивидуальном уровне, так на уровне всего общества, через представляющие их организации.
При организации и проведении реабилитационных мероприятий для людей, имеющих проблемы здоровья, согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) используются различные реабилитационные технологии с учетом психологических особенностей каждого инвалида. Молодые люди получают возможность развивать социально-бытовые и социально-средовые навыки, создаются благоприятные условия для самореализации, адаптации и интеграции в обычную социальную среду здоровых людей.
Проблема социализации личности в коллективе всегда являлась актуальной, потому что развитие человека не будет достаточно полноценным, если оно происходит вне коллектива людей. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывают в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого человека посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива. Необходимо предусмотреть такие занятия, которые содействовали бы вступлению инвалидов в самостоятельную жизнь, увеличили бы уровень сформированности общественного опыта. К ним относят занятия, мероприятия, устанавливающие задачи физического, эстетического, душевного воспитания, вырабатывание конкретных психических качеств личности.
В городе Белгороде большое внимание уделяется решению проблем инвалидов с ограниченными физическими возможностями. Отлажено взаимодействие органов власти с общественными организациями, защищающими права инвалидов. Однако деятельность, как органов власти, так и общественных организаций, в числе которых общества инвалидов Западного и Восточного округов города Белгорода, направлена, прежде всего, на решение социально-бытовых проблем, проведение мероприятий медицинской, трудовой реабилитации взрослых инвалидов.
В Белгородской области проживает 1549876 человек, из них по данным ФГИС "Федеральный реестр инвалидов" - 204646 инвалидов, что составляет 13,2%. В городе Белгороде по состоянию на 1 ноября 2019 года проживает 997 инвалидов детства. Во время разработки проекта был проведён социологический опрос, позволивший оценить процент социализации конкретной целевой группы. Результаты исследования показали, что люди с ограниченными возможностями в городе испытывают наибольшую потребность в общении и взаимопонимании, в помощи и поддержке, в проведении досуга. Из 167 (100 %) респондентов – 56 % хотели бы посещать концерты; 67 % – встречаться с интересными людьми; 92 % – участвовать в вечерах отдыха; 43 % – смотреть и обсуждать кинофильмы и передачи, 48 % – заниматься декоративно-прикладным творчеством и спортом
. В организации «Тепло души» на учете состоят дети и молодые люди с умственными и физическими ограничениями, которые не могут жить самостоятельно, в коллективе, общаться, передвигаться по городу без помощи здоровых членов семьи из-за чувства страха, их неполноценности. В связи с этим необходимо создать в организации условия для преодоления психологических барьеров в общении, организовать работу так, чтобы «особые» дети смогли утвердиться в обществе, научиться жить среди людей. Социальная программа «Жить полной жизнью» разработана под особых детей, чтобы помочь им безболезненно войти в окружающий социум.
2. Цели и задачи Программы
Цель
1. Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие инвалидов детства
Задачи
1. Организация и реализация системы учебных и досуговых мероприятий, направленных на творческую самореализацию лиц с ОВЗ, инвалидностью в составе инклюзивных групп с учетом психофизиологических особенностей, возраста и состояния здоровья участников проекта.
2. Вовлечение участников проекта - лиц с ОВЗ и инвалидностью - в практику социокоммуникативной адаптации.
3. Оказание психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развивать навыки общения с детьми – инвалидами; способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе;
4. Создание условий для приобщения инвалидов к занятиям физической культурой, возможности их общения, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе
3 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯ
Задача № 1 Организация и реализация системы учебных и досуговых мероприятий, направленных на творческую самореализацию лиц с ОВЗ, инвалидностью в составе инклюзивных групп с учетом психофизиологических особенностей, возраста и состояния здоровья участников проекта.
Мероприятия:
- занятие в изостудии (декупаж, вышивка бисером, лентами, оригами. квиллинг, изготовление открыток к праздникам) проведение мастер – классов с привлечением специалистов городского Дворца детского творчества, библиотеки семейного чтения №19, Центра технического творчества;
- занятие в музыкальной студии (разучивание песен к праздникам, к концертным программам);
- занятие в мультстудии (работа над сценарием, создание мультфильмов и озвучивание героев инвалидами детства);
- выставки творческих работ ко Дню семьи, ко Дню матери, в Декаду инвалида, новогодние праздники, в музеях, в библиотеке семейного чтения № 19, в выставочном зале Белэкспоцентра по согласованию с торгово-промышленной палатой;
- фестиваль художественной самодеятельности и выставки творческих работ «Радуга талантов» совместно с учащимися школ, обучающих «особых детей» в Декаду инвалида
- занятия в самодеятельном театре «Апельсин» (репетиции, подготовительная работа к спектаклю, участие в конкурсах, показ спектакля на различных мероприятиях);
- обучение компьютерной грамотности инвалидов детства и их родителей «Компьютер - мой друг!»
Задача № 2 Вовлечение участников проекта - лиц с ОВЗ и инвалидностью - в практику социокоммуникативной адаптации.
Мероприятия:
- тематические праздники к социально-значимым датам с привлечением к их подготовке молодых инвалидов ;
- занятие в кулинарном Клубе «Совершенство вкуса»: (занятия «Умеешь сам, научи другого», приготовление различных блюд, выставка и дегустация любимых блюд семьи, осенняя ярмарка, проведение кулинарных эстафет и праздников);
- занятия в музеях: историко-краеведческом в Клубе «Музей и семья», музее народной культуры по плану организаций;
- занятия в биологическом и социально – педагогическом отделах городского Дворца детского творчества;
- мероприятия в Клубе «В кругу друзей» ( встречи со студентами иностранных землячеств, обучающихся в НИУ БелГУ, знакомство со странами их проживания, обычаи, творчество, песни и танцы народов мира, встречи с творческой интеллигенцией Белгородчины и т.д);
- занятия в православном Клубе «Пересвет» - проводить совместно со священнослужителями храма преподобного Сергия Радонежского часы православия с целью воспитания детей и их родителей на жизненных примерах святых угодников, посещение богослужений в храме.
- посещение культурно-зрелищных учреждений: государственный драматический театр, государственная филармония, концертные программы в НИУ БелГУ;
- организация экскурсий по г. Белгороду и Белгородской области;
Задача № 3. Оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развить навыки общения с детьми – инвалидами; способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе;
Мероприятия:
- привлечь психологов для проведения тренингов «Поверь в себя!», «Взрослые шаги», цель которых развитие навыков уверенного поведения, уверенности в себе, создание позитивного. эмоционального фона в группе
- провести тренинги на сплочение коллектива, цель которого формировать навык сплочения и группового взаимодействия социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями развития коммуникативных навыков, обучение принципам взаимодействия с другими людьми
- организовать занятия пескотерапией с привлечением психолога
- проводить сеансы психологической разгрузки для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, по группам, учитывая заболевания детей;
- провести на городском уровне консультацию психологов для инвалидов детства и их родителей «Адаптация инвалида в микросоциуме» на базе педагогического колледжа
Задача №4 Создание условий для приобщения инвалидов и к занятиям физической культурой, возможности их общения, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе
Мероприятия:
- провести Дни здоровья на местных базах отдыха ООО «Земляне», Пикник-парке, «Лесная сказка», в оздоровительном лагере «Юность»;
- провести летние и зимние спартакиады «Спорт для всех!» с привлечением учащихся школ обучающих детей с ограниченными возможностями;
- проводить спортивно-игровые мероприятия совместно с учащимися школ, членами Клуба «Глобус» в городском Дворце детского творчества ко Дню защиты детей и в Декаду инвалида;
- проводить спортивные мероприятия совместно со студентами факультета физической культуры НИУ БелГУ в Декаду инвалида;
- приобщить инвалидов детства к систематическим занятиям физическими упражнениями и широкому кругу двигательной активности: организовать ежедневные физкультминутки для детей, занимающихся в кружках;
- организовать занятия «В движении жизнь» - танцевальный флэшмоб
4. Механизм реализации Программы
1 этап - Подготовительная работа - Подбор педагогов для проведения занятий с «особыми детьми»: психолога, музыкального руководителя, руководителя танцевального коллектива, педагога для проведения спортивных мероприятий, фестиваля самодеятельного творчества, составление расписания с учетом возможности посещения членами организации.
2 этап - Формирование групп инвалидов детства для занятий в кружках, привлекая особых детей, занимающихся в коррекционных школах.
3 этап – Организация и проведение занятий по Планам работы организаций, участвующих в реализации программы.
Мероприятия готовятся и проводятся совместно с исполнителями Программы после составления Планов работы с инвалидами в каждой организации. Контроль за выполнением мероприятий по Программе осуществляет координационный Совет, сформированный из представителей каждой организации. Один раз в квартал – заседание Совета с приглашением представителя организации, финансирующей программу.
1. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» – помощь в организации встреч за круглым столом с психологами, юристами, соц.работниками, консультации для родителей по изменениям в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов детства и их семей .
2. Библиотека семейного чтения № 19 - участие в благотворительной деятельности: посещение маломобильных инвалидов с целью обеспечения их художественной, медицинской литературой. Проведение совместных со здоровыми читателями библиотеки тематических праздников, занятий по сказкотерапии, арттерапии и пескотерапии, рисованию педагогами, имеющими опыт работы с детьми инвалидами. Оказание помощи в организации встреч с людьми разных профессий, писателями, актерами, священнослужителями, иностранными студентами БелГУ. Проведение выставок творческих работ. «мастер-классов» педагогами Центра технического творчества, родителями организации. Подготовка и показ спектаклей самодеятельного кукольного театра «Теремок» и театра «Апельсин, занятия в мультстудии, музыкально-хоровой студии.
3 Городской Дворец детского творчества – организация и проведение спортивно – игровых мероприятий здоровыми детьми Клуба старшеклассников «Глобус», занятия в биологическом кружке, социально – педагогическом, проведение мастер классов, организация занятий «В движении жизнь!» флэшмоб.
4. Белгородский историко-краеведческий музей – проведение занятий в клубе «Музей и семья», проведение выставок, экскурсий в плане патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
5. Музей народной культуры – проведение занятий, праздников с целью изучения традиций, истории родного края, патриотического и духовного воспитания, организация совместных выставок.
6. Храм Сергия Радонежского - проведение православных праздников, бесед на православную тему, встречи со священнослужителями в храме, организация благотворительных православных выставок, ярмарок; патриотическое воспитание молодого поколения на примерах жизненного пути святых угодников Божиих и подвижников благочестия; воспитание и образование духовно-нравственной личности.
7. Белгородская филармония – посещение концертных программ с целью привития любви к музыке, адаптация в обществе.
8. Белгородский драматический театр – посещение спектаклей с целью расширения общего кругозора, любви к творчеству, адаптация в обществе.
9. БМООИД «ТЕПЛО ДУШИ» - организация благотворительной деятельности, психологическая поддержка инвалидов детства и их семей, организация спортивно - оздоровительной работы, культурного досуга инвалидов детства и их родителей, организация и проведение занятий в Клубах по интересам, подготовка и проведение выставок творческих работ, фестивалей самодеятельного творчества «Радуга талантов!»; подготовка и проведение тематических праздников; работа по привлечению к участию и подготовке мероприятий здоровых сверстников, специалистов, имеющих опыт работы с инвалидами, проведение благотворительных Акций, финансирование мероприятий.
5. Организация контроля за ходом реализации Программы
1. Предоставление отчёта о выполнении Программы организации г. Белгорода, финансирующей проект, Совету БМООИД «Тепло души», членам организации.
2. Проверки расходования денежных средств, выделенных на Программу, Контрольно-ревизионными комиссиями БМООИД «Тепло души», организацией, финансирующей Программу.
3. Публикации в местной прессе, на сайте организации, оформление стендов, альбомов, привлечение корреспондентов радио и телевидения, сотрудников управления ИиСК на проводимые мероприятия
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта.
· Активность субъектов взаимодействия - родителей, педагогов и инвалидов, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
· Способность реализовывать организацией и семьей полноценную субъектную позицию: предоставление свободы выбора и действий, ответственность и самостоятельность.
· Повышение показателей качества социализации инвалидов детства.
· Результативность взаимодействия: степень достижения поставленных целей, эффективность достижения результата, оптимальность соотношения приложенных усилий и полученных результатов, удовлетворенность участвующих сторон процессом и результатами совместной деятельности.
· Расширение профильных и профессиональных интересов и предпочтений обучающихся.
· Увеличение доли инвалидов, занятых в творческих проектах.
· Участие инвалидов детства в различных мероприятиях творческой и познавательной направленности
· Участие обучающихся в различных проектах, конкурсах.
· Укрепление материально-технической базы.
Ожидаемые конечные результаты
Ø участие инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
Ø уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
Ø наличие навыков социально - поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
Ø возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
Ø формирование навыков общения с инвалидами;
Ø развитие толерантного сознания по отношению к инвалидам;
Ø увеличение количества и эффективности мероприятий, обеспечивающих комплексный подход социализации инвалидов детства;
Ø успешное интегрированное включение не менее 85% инвалидов, в социум;
Ø успешная социально-психологическая адаптация не менее 85% инвалидов и их семей;
повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий для детей инвалидов.