Социальный проект «С уверенностью в будущее» 2020 год
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«С уверенностью в будущее»
(социальная адаптация инвалидов и их семей)
1.Содержание проблемы иобоснование ее решения
Социальная адаптация инвалидов и их семей –это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений. Цель таких людейи их семей адаптироваться в социуме настолько, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Настрой на успех облегчает социальную адаптацию самих инвалидов и членов их семей. Правила таковы, не теряйте надежду и верьте в победу над трудностями.
Основная проблема людей с ограниченными возможностями содержится в нарушении их отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования. Данная проблема является результатом не только физического и психического здоровья, но и следствием недостигаемой архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть также способен, и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует неравноправие возможностей.
Проблема социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья не теряет своей актуальности и с каждым годом привлекает к себе все большее внимание. Каждый человек независимо от степени ограничения является частью общества, и от того как он входит в социальную структуру, усваивает общественные нормы и образцы поведения, зависит развитие как всего общества, так и отдельной личности.Работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной сфере.
Специфика работы с молодыми инвалидами должна строиться на учете того факта, что они значительно труднее адаптируются к негативным социальным изменениям, обладая пониженной способностью к самозащите, всилу чего и оказались самой малообеспеченной частью населения.
Молодой инвалидможет и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться, как можно полнее влиться в социальную жизнь.
Среди проблем, возникающих в процессе адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, следует, прежде всего, выделить социальные - недостаточность форм социальной поддержки, низкая доступность здравоохранения, образования, культуры, отсутствие бытового обслуживания, необходимой архитектурной среды и т.д.
Рис.1.Схемасоциальной адаптации молодых инвалидов
Семья
Молодые люди с ограниченными возможностями
Образовательные учреждения
Благотворительные организации
Спортивно-культурные учреждения
Учреждения здравоохранения
Курортные реабилитационные учреждения
Система социальной защиты
Общественные организации
Анализируя проблемы инвалидов можно отметитьосновныепутиповышенияадаптационныхпроцессовлюдейсограниченными возможностями здоровья:
разработка общественных и государственных реабилитационныхпрограмм для молодых инвалидов;
создание профильных реабилитационных центров, в которыхрешалисьбыпроблемысоциальнойпомощи,атакжеобщенияивзаимопомощи;
формирование открытого социокультурного пространства,привлечение волонтеров, студентов психолого-педагогических специальностейв качестве социальных работников;
проведениеработыпопрофессиональномусамоопределениюинвалидовнаоснованииимеющихсязнанийособственныхпсихологических особенностях с учетом программ саморазвития.
При организации и проведении реабилитационных мероприятий длялюдей, имеющих проблемы здоровья, согласно индивидуальной программереабилитации и абилитации(ИПРА)используются различныереабилитационныетехнологиисучетомпсихологическихособенностей каждого инвалида. Молодые людиполучают возможность развивать социально-бытовые исоциально-средовые навыки, создаются благоприятные условия длясамореализации, адаптации и интеграции в обычную социальную средуздоровых людей.
Проблема социальной адаптации личности в коллективе всегда являласьактуальной,потомучторазвитиечеловеканебудет достаточнополноценным, если оно происходит вне коллектива людей. В коллективепроявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников.Каждыйчленколлектива,соднойстороны,привноситсвойиндивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активновпитывают в себя то новое, что несут другие. В результате происходитрасширение внутреннего мира каждого человека посредством приобщенияк тому, что составляет проявление внутреннего мира других членовколлектива.Необходимо предусмотреть такие занятия, которые содействовали бы вступлению инвалидов в самостоятельную жизнь, увеличили бы уровень сформированности общественного опыта. К ним относят занятия, мероприятия, устанавливающие задачи физического, эстетического, душевного воспитания.
В городе Белгороде большое внимание уделяется решению проблем инвалидов с ограниченными физическими возможностями. Отлажено взаимодействие органов власти с общественными организациями, защищающими права инвалидов.
В Белгородской области проживает 1549876 человек, из них по данным ФГИС "Федеральный реестр инвалидов" – 204646 молодых инвалидов, что составляет 13,2%.
В городе Белгороде по состоянию на 1 ноября 2019 года проживает 997 инвалидов детства. Во время разработки проекта был проведён социологический опрос, позволивший оценить процент социальной адаптации конкретной целевой группы. Результаты исследования показали, что люди с ограниченными возможностями в городе испытывают наибольшую потребность в общении и взаимопонимании, в помощи и поддержке, в проведении досуга. Из 60 (100 %) респондентов – 56 % хотели бы посещать концерты; 67 % – встречаться с интересными людьми; 92 % – участвовать в вечерах отдыха; 33 % – смотреть и обсуждать кинофильмы и передачи,38 % – заниматься декоративно-прикладным творчеством и спортом, 97% - изучать традиции и историю родного края.
В организации «Тепло души» на учете состоят дети и молодые люди с умственными и физическими ограничениями, которые не могут жить самостоятельно, в коллективе, общаться, передвигаться по городу без помощи здоровых членов семьи из-за чувства страха, их неполноценности. В связи с этим необходимо создать в организации условия для преодоления психологических барьеров в общении, организовать работу так, чтобы «особые дети» смогли утвердиться в обществе, научиться жить среди людей. Социальный проект «С уверенностью в будущее» разработан под «особых детей», чтобы помочь им безболезненно войти в окружающий социум.
2.Цели и задачи Проекта
Цель
1. Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие инвалидов детства
Задачи
1. Оказание психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностямиздоровья; развивать навыки общения с детьми – инвалидами; способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе;
2. Организация и реализация системы учебных и досуговых мероприятий, направленных на творческую самореализацию лиц с ОВЗ, инвалидностью в составе инклюзивных групп с учетом психофизиологических особенностей, возраста и состояния здоровья участников проекта.
3. Вовлечение участников проекта - лиц с ОВЗ и инвалидностью - в практику социокоммуникативной адаптации.
4. Создание условий для приобщения инвалидов к занятиям физической культурой, возможности их общения, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе.
3.Механизм реализации Проекта
1 этап. Подготовка и организация проекта.
·Создание творческих рабочих групп педагогов по реализациипроекта.
·Организацияинформационногосопровожденияпроекта,направленного на поиск новых социальных партнеров и развития связей суже имеющимися.
·Сбор и обработка целевой информации.
·Работа с родителями по выявлению запросов на творческий компонент в процессе общения·.
· Разработка сценариев, мероприятий, мастер – классов, семинаров.
·Обновлениематериально-техническогообеспечения,необходимого для реализации Проекта.
2 этап. Реализация проекта.
4.Основные мероприятия проекта
Задача № 1Оказание психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностямиздоровья; развить навыки общения с детьми – инвалидами; способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Мероприятия:
- привлечение психологов для проведения тренингов «Поверь в себя!», «Взрослые шаги», цель которых развитие навыков уверенного поведения, уверенности в себе, создание позитивного эмоционального фона в группе;
- проведение тренингов на сплочение коллектива, цель которого формировать навык сплочения и группового взаимодействиясоциальной адаптации для людей с ограниченными возможностямиразвития коммуникативных навыков, обучение принципам взаимодействия с другими людьми;
-организация занятий пескотерапией (рисуем на песке) с привлечением психолога;
- проведение часов громкого чтения книг и их обсуждения;
- проведение сеансов психологической разгрузки для родителей, воспитывающих инвалидов детства по группам, учитывая заболевания инвалидов;
- проведение на городском уровне консультации психологов для инвалидов детства и их родителей «Адаптация инвалида в микросоциуме» на базе высшего учебного заведения.
Задача № 2Организация и реализация системы учебных и досуговых мероприятий, направленных на творческую самореализацию лиц с ОВЗ, инвалидностью в составе инклюзивных групп с учетом психофизиологических особенностей, возраста и состояния здоровья участников проекта.
Мероприятия:
- занятия в студии декоративно-прикладного творчества(декупаж, вышивка бисером, лентами, оригами. квиллинг, изготовление открыток к праздникам), проведение мастер – классов с привлечением специалистов городского Дворца детского творчества, библиотеки семейного чтения №19, Центра технического творчества, родителей;
-занятия в музыкальной студии (разучивание песен к праздникам, к концертным программам);
-занятие в мультстудии (работа над сценарием, создание мультфильмов и озвучивание героев инвалидами детства);
- занятия в самодеятельном театре «Апельсин» (репетиции, подготовительная работа к спектаклю, участие в конкурсах, показ спектакля на различных мероприятиях);
- выставки творческих работ ко Дню семьи, в Декаду инвалида на базе библиотеки №19, музеев, в выставочном зале Белэкспоцентра по согласованию с торгово-промышленной палатой;
- фестиваль художественной самодеятельности «Радуга талантов» совместно с учащимися школ, обучающих «особых детей» в Декаду инвалида.
Задача № 3Вовлечение участников проекта - лиц с ОВЗ и инвалидностью в практику социокоммуникативной адаптации.
Мероприятия:
- тематические праздники к социально-значимым датам с привлечением к их подготовке молодых инвалидов;
- занятия в кулинарном Клубе «Совершенство вкуса»: (занятия «Умеешь сам, научи другого», приготовление различных блюд, выставка и дегустация любимых блюд семьи, осенняя ярмарка, проведение кулинарных эстафет и праздников);
-занятия в музеях: историко-краеведческом в Клубе «Музей и семья», музее народной культуры по плану организаций;
-занятия в биологическом и социально – педагогическом отделах городского Дворца детского творчества;
- мероприятия в Клубе «В кругу друзей»(встречи со студентами иностранных землячеств, обучающихся в НИУ БелГУ, знакомство со странами их проживания, обычаи, творчество, песни и танцы народов мира, встречи с творческой интеллигенцией Белгородчины и т.д.);
- занятия в православном Клубе «Пересвет» - проводить совместно со священнослужителями храма преподобного Сергия Радонежского часы православия с целью воспитания детей и их родителей на жизненных примерах святых угодников, посещение богослужений в храме.
- посещение культурно-зрелищных учреждений: государственный драматический театр, государственная филармония;
- организация экскурсий по г. Белгороду и Белгородской области;
Задача №4 Создание условий для приобщения инвалидов и к занятиям физической культурой, возможности их общения, и как следствие реабилитации и социальной адаптации в обществе.
Мероприятия:
- проведение Дней здоровья на местных базах отдыха ООО «Земляне», Пикник - парке, «Лесная сказка», «Связист», в оздоровительном лагере «Юность»;
- проведение спортивно-игровых мероприятий совместно с учащимися школ, членами Клуба «Глобус» в городском Дворце детского творчества ко Дню защиты детей и в Декаду инвалида;
- проведение спортивных мероприятий совместно со студентами факультета физической культуры НИУ БелГУ в Декаду инвалида;
-приобщение инвалидов детства к систематическим занятиям физическими упражнениями,широкому кругу двигательной активности: организовать ежедневные физкультминутки для детей, занимающихся в кружках;
- организация занятий«В движении жизнь» - танцевальный флэш-моб на базе городского Дворца детского творчества.
Мероприятия готовятся и проводятся совместно с исполнителями Программы после составления Планов работы с инвалидами в каждой организации.
3 этап. Анализ реализации проекта.
v Проведение заседаний Советов по проекту.
v Проведение круглого стола с социальными партнерами.
5.Партнеры проекта
1. МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» – помощь в организации встреч за круглым столом с психологами, юристами, социальными работниками, консультации для родителей по изменениям в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов детства и их семей.
2. Библиотека семейного чтения № 19 - участие в благотворительной деятельности: посещение маломобильных инвалидов с целью обеспечения их художественной, медицинской литературой. Проведение тематических праздников, занятий по сказкотерапии, арттерапии и пескотерапии, рисованию педагогами, имеющими опыт работы с детьми инвалидами. Оказание помощи в организации встреч с людьми разных профессий, писателями, актерами, священнослужителями, иностранными студентами БелГУ.Проведение выставок творческих работ. «мастер-классов» педагогами Центра технического творчества, родителями организации. Подготовка и показ спектаклей самодеятельного театра «Апельсин, занятия в мультстудии, музыкально-хоровой студии. Проведение часов громкого чтения книг и их обсуждение.
3 Городской Дворец детского творчества – организация и проведение спортивно – игровых мероприятий здоровыми детьми Клуба старшеклассников «Глобус», занятия в биологическом кружке, социально – педагогическом, проведение мастер классов, организация занятий «В движении жизнь!» флэш-моб.
4. Белгородский историко-краеведческий музей – проведение занятий в клубе «Музей и семья», проведение выставок, экскурсий в плане патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
5. Музей народной культуры – проведение занятий, праздников с целью изучения традиций, истории родного края, патриотического и духовного воспитания, организация совместных выставок.
6. Храм Сергия Радонежского - проведение православных праздников, бесед на православную тему, встречи со священнослужителями в храме, организация благотворительных православных выставок, ярмарок; патриотическое воспитание молодого поколения на примерах жизненного пути святых угодников Божиих и подвижников благочестия; воспитание и образование духовно-нравственной личности.
7. Белгородская филармония – посещение музыкальной гостиной с целью привития любви к музыке, адаптация в обществе.
8. Белгородский драматический театр – посещение спектаклей с целью расширения общего кругозора, любви к творчеству, адаптация в обществе.
9. БМООИД «ТЕПЛО ДУШИ» - организация благотворительной деятельности,психологическая поддержка инвалидов детства и их семей, организация спортивно- оздоровительной работы, культурного досуга инвалидов детства и их родителей, организация и проведение занятий в Клубах по интересам, подготовка и проведение выставок творческих работ, фестивалейсамодеятельного творчества «Радуга талантов!»; подготовка и проведение тематических праздников; работа по привлечению к участию и подготовке мероприятий здоровых сверстников, специалистов, имеющих опыт работы с инвалидами, проведение благотворительных Акций, финансирование мероприятий.
6.Объём денежных средств, необходимых для реализации
проекта « С уверенностью в будущее» на 2020 год
№ Мероприятия
Сумма в рублях
1. Психологическая помощь семьям, имеющим инвалидов детства и детей с ограниченными возможностями здоровья 3000,0
2. Организация и реализация системы учебных и досуговых мероприятий, направленных на творческую самореализации 10000,0
3. Вовлечение участников проекта –лиц с ОВЗ и инвалидностью в практику социокоммуникативной адаптации 124800,0
4. Создание условий для приобщения инвалидов к занятиям физической культурой 42200,0
5. Оплата услуг специалистов на проведение мероприятий в рамках реализации социального проекта 90000,0
ИТОГО 270000,0
Источники членские взносы 125000,00
поступления добровольные взносы 10000,00
пожертвования 15000,00
бюджетные средства 120000,00
7.Организация контроля за ходом реализации Проекта
1. Предоставление отчёта о выполнении Плана работы по реализации проекта организации г. Белгорода, финансирующей проект, Совету БМООИД «Тепло души», членам организации.
2.Проверки расходования денежных средств, выделенныхна Проект, Контрольно-ревизионными комиссиямиБМООИД «Тепло души», организацией, финансирующей Проект.
3. Публикации в местной прессе, на сайте организации, оформление стендов, альбомов, привлечение корреспондентов радио и телевидения, сотрудников УСЗН на проводимые мероприятия.
Контроль за выполнением мероприятий по Программе осуществляет координационный Совет, сформированный из представителей каждой организации. Один раз в квартал – заседание Совета с приглашением представителя организации, финансирующей проект.
8.Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта.
·Активность субъектов взаимодействия - родителей, педагогов и инвалидов,предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способностьее инициировать, поддерживать и развивать.
·Способность реализовывать организацией и семьейполноценную субъектную позицию: предоставление свободы выбора и действий,ответственность и самостоятельность.
·Повышение показателей качества социализации инвалидов детства.
·Результативность взаимодействия: степень достижения поставленных целей,эффективность достижения результата, оптимальность соотношения приложенных усилийи полученных результатов, удовлетворенность участвующих сторон процессом ирезультатами совместной деятельности.
·Расширение профильных и профессиональных интересов и предпочтенийобучающихся.
·Увеличение доли инвалидов, занятых в творческих проектах.
·Участие инвалидов детства вразличныхмероприятияхтворческойипознавательной направленности
·Участие обучающихся в различных проектах, конкурсах.
·Укрепление материально-технической базы.
9.Ожидаемыеконечныерезультаты
Ø участие инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
Ø уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
Ø наличие навыков социально - поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
Ø возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
Ø формирование навыков общения с инвалидами;
Ø развитие толерантного сознания по отношению к инвалидам;
Ø увеличение количества и эффективности мероприятий, обеспечивающих комплексный подход социализации инвалидов детства;
Ø успешное интегрированное включение не менее 85% инвалидов организации, в социум;
Ø успешная социально-психологическая адаптация не менее 85% инвалидов организациии их семей;
повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов.