Социальный проект «Жизнь без барьеров» 2021 год.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Жизнь без барьеров» (социальная адаптация инвалидов и их семей)
Число инвалидов в России увеличивается, и это подтверждается статистическими данными. К сожалению, учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи, недостаточно. Данными учреждениями разрабатываются формы работы по адаптивным методикам, различным направлениям реабилитации, активно обсуждаются проблемы опыта работы, рассматриваются вопросы активного участия инвалидов в обществе.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ   «Жизнь без барьеров»  (социальная адаптация инвалидов и их семей)

г. Белгород 2021 год

1.Содержание проблемы иобоснование ее решения

Число инвалидов в России увеличивается, и это подтверждается статистическими данными. К сожалению, учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи, недостаточно. Данными учреждениями разрабатываются формы работы по адаптивным методикам, различным направлениям реабилитации, активно обсуждаются проблемы опыта работы, рассматриваются вопросы активного участия инвалидов в обществе. Но остается по-прежнему вопрос включения в общество молодых людей с умственной отсталостью на этапе выхода из общеобразовательного учреждения.

Не секрет, что дети с умственной отсталостью могут обучаться по медицинским показаниям только в специализированных учебных заведениях, где они приобретают первый опыт социализации, адаптации и реабилитации, что помогает им интегрироваться в общественную жизнь по мере способностей и возможностей. При выходе из стен учебных заведений в связи с невозможностью продолжить обучение или трудоустроиться общение молодых инвалидов ограничивается рамками родительской семьи, ближайших родственников. Навыки приобретенного опыта начинают исчезать, и, если вовремя таких людей не включить в процесс повторной социальной адаптации и реабилитации, то окончательная социальная интеграция инвалида в общество не происходит. Имея различную степень умственного восприятия, они не могут самостоятельно связать свои ощущения с построением некой правильной модели жизнедеятельности, приемлемой для общества.

В новых условиях молодой инвалид с умственной отсталостью в повседневной жизни не в состоянии самостоятельно построить свое поведение, идентичное окружающему обществу. Необходимо профессиональное включение личности в изменившуюся социальную среду, социальные отношения. Новая модель поведения должна строиться на нормах, закрепленных социумом, на согласовании оценок, притязании индивида, его личных возможностях и способностях к их реализации в конкретной социальной среде.

Решение проблем социальной реадаптации молодых инвалидов с умственной отсталостью возможно с помощью активного участия каждого и членов его семьи в различных видах деятельности. Молодым инвалидам должна быть оказана психологическая помощь, проведение психологом таких тренингов как «Забудь об инвалидности и будь самим собой», «Живи в согласии с собой» и т.д. для безболезненной интеграции в общество, что позволит развить навыки уверенности в себе. Проведение психологом релаксационных мероприятий даст возможность восстановить силы для продуктивной деятельности.Деятельность молодого инвалида через здоровый образ жизни поможет им самоутвердиться, поднять эмоциональный дух, отвлечь инвалида детства от мыслей об инвалидности и начать жить полноценной жизнью.

В организации БМООИД «Тепло души» на учете состоят 52 инвалида с умственными и физическими ограничениями. Вместе с родителями они делают все возможное, чтоб жить не хуже своих сверстников. Вместе с педагогами, специалистами пытаются создавать условия, при которых им жить комфортно.

2. Цели и задачи Проекта

Цели

1. Содействие интеграции людей с инвалидностью в общество.

2. Создание благоприятных условий для удовлетворения информационных, культурных потребностей и пропаганды здорового образа жизни.

Задачи

Проведение мероприятий по формированию позитивных интересов (в том числе в сфере досуга).

Создание условий для проведения оздоровительных мероприятий.

Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений.

Проведение мероприятий по обучению навыкам поведения в быту и общественных местах.

Привлечение к реализации мероприятий программы организаций и учреждений города.

 3.  ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ   МЕРОПРИЯТИЙ

  I. Психологическая помощь семьям, имеющим инвалидов детства

привлечение психологов для проведения тренингов «Живи в согласии с собой!», «Забудь об инвалидности и будь самим собой!», «Друг познаётся в беде!», «В спорте нет побеждённых!», цель которых развитие навыков уверенного поведения, уверенности в себе, создание позитивного эмоционального фона

использование песочной терапии для интеллектуального развития инвалидов;

привлечение психологов для проведения релаксационных тренингов с целью снятия стрессов, депрессий, психическогонапряжения с элементами творческой и театральной деятельности;

организация и проведение сеансов психологической разгрузки для родителей, воспитывающих инвалидов детства

для разрешения семейных конфликтов, выхода из тяжёлой жизненной ситуации.

 II. Активизация деятельности молодого инвалида через здоровый образ жизни

Привлечение квалифицированных педагогов по адаптивной физкультуре с целью развития возможности инвалида, формирования его личности.

Заключение Договоров с Центром адаптивного спорта, Центром детского и юношеского туризма, организацией волонтеров для проведения мероприятий.

Опрос членов организации и формирование групп на занятия конкретными видами спорта, не влияющими на ухудшение здоровья: плавание, скандинавская ходьба, тренажеры, настольные игры.

 Разработка комплекса упражнений утренней гимнастики.

Обучение ходьбе со скандинавскими палками

Танцевальный «флэшмоб».

Обучение игре по настольным играм, включая элементы гимнастики.

2. Создание условий для состязания игровой деятельности с целью самоутверждения и интеграции лиц в конкретную социальную среду

Турниры по настольным играм.

Спартакиады «Спорт для всех!» зимние и летние.

Катание на ледянках, на ватрушках, ходьба со скандинавскими палками.

Спортивно-игровые семейные праздники «Папа, мама и я спортивная семья». «В здоровом теле – здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», экологические эстафеты и т.д.

 3. Активный отдых, как цель оздоровления семьи, поднятие эмоционального отдыха, отдых психики от мыслей об инвалидности.

Оздоровительный отдых на местных базах «Своя деревня»,  на базе отдыха ООО «Земляне» в п. Глинки,вПикник парке.

Экскурсии по территории области и за ее пределами, по святым местам Белогорья. (экскурсия в музеи под открытым небом Слобожанщинас.Колотиловка,в Центр Культуры и Ремёсел вс.Купино,в г. Старый Оскол

 « Город героев Святых».)

Посещение Аквапарка.

  III.      Организация культурно-досуговой деятельности семьи с молодым инвалидом

Занятия в изостудии «Палитра», дистанционное обучение, выполнение заданий педагогов дополнительного образования и организация выставок творческих работ в онлайн режиме.

Занятие в музыкально-хоровой студии (разучивание песен к праздникам, к концертным программам); мультстудии (работа над сценарием, создание мультфильмов и озвучивание героев инвалидами детства); монтирование видеороликов мультфильмов, показ в соцсетях.

Занятия в самодеятельном театре «Апельсин» (репетиции, подготовительная работа к спектаклю, участие в конкурсах, показ спектакля на различных мероприятиях).

Занятия в кулинарном Клубе «Совершенство вкуса»: (занятия «Умеешь сам, научи другого», приготовление различных блюд, выставка и дегустация любимых блюд семьи, осенняя ярмарка, проведение кулинарных эстафет и праздников).

IV. Вовлечение участников проекта - лиц с ОВЗ и инвалидностью - в практику социокоммуникативной адаптации.

Тематические праздники к социально-значимым датам с привлечением к их подготовке молодых инвалидов в библиотеке № 19.

Встречи в музеях: историко-краеведческом в Клубе «Музей и семья», музее народной культуры, литературном по плану организаций.

Мероприятия в биологическом и социально – педагогическом отделах городского Дворца детского творчества.

Встречи в Клубе «В кругу друзей» (встречи со студентами иностранных землячеств, обучающихся в НИУ БелГУ,знакомство со странами их проживания, обычаи, творчество, песни и танцы народов мира, встречи с творческой интеллигенцией Белгородчины, волонтерами, представителями других общественных организаций в городском Дворце детского творчества, на базе филиала библиотеки № 19).

Мероприятия в православном Клубе «Пересвет» - проводить совместно со священнослужителями храма преподобного Сергия Радонежского часы православия с целью воспитания детей и их родителей на жизненных примерах святых угодников, посещение богослужений в храме.

 Посещение культурно-зрелищных учреждений: государственный драматический театр, государственная филармония, кукольный театр.

 

4. Объём денежных средств, необходимых для реализации  Проекта «Жизнь без барьеров» на 2021 год

№ Мероприятия
Сумма в рублях
1. Психологическая помощь семьям, имеющим инвалидов детства и детей с ограниченными возможностями здоровья
10000,00
2. Активизация деятельности молодого инвалида через здоровый образ жизни
135000,00
3. Организация культурно-досуговой деятельности семьи с молодым инвалидом
  6000,00
4.Вовлечение участников проекта - лиц с ОВЗ и инвалидностью в практику социокоммуникативной адаптации.
90000,00
5.Оплата услуг специалистов на проведение мероприятий по реализации социального Проекта
114000,00

Источники                      

членские взносы      125000,00

поступлениядобровольные взносы     15000,00

спонсорские пожертвования    82000,00

бюджетные средства   133000,00

 Итого: 355000,00

5.Механизм реализации Проекта

Мероприятия готовятся и проводятся совместно с исполнителями Проекта после составления Планов работы с инвалидами в каждой организации. Контроль за выполнением мероприятий по Проекту осуществляет координационный Совет, сформированный из представителей каждой организации. Один раз в квартал – заседание Совета с приглашением представителя управления социальной защиты населения. 

1.  МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» – помощь в

организации встреч за круглым столом с психологами, юристами, соц.работниками, консультации для родителей по изменениям в законодательстве в вопросах социальной поддержки инвалидов детства и их семей, проведение итоговых мероприятий выполнению разделов Плана проекта,содействие в проведении психологической помощи семьям, имеющих инвалидов детства ( привлечение психолога Центра для проведения тренингов развития коммуникативных навыков инвалидов, релаксационных тренингов, психологической разгрузки для родителей.)

2. Библиотека семейного чтения № 19 - участие в благотворительной деятельности: посещение тяжелобольных инвалидов с целью обеспечения их художественной, медицинской литературой. Проведение совместных со здоровыми читателями библиотеки тематических праздников, занятий по сказкотерапии, арт-терапии и пескотерапии, рисованию педагогами, имеющими опыт работы с инвалидами детства. Оказание помощи в организации встреч с людьми разных профессий, писателями, актерами, священнослужителями.Проведение выставок творческих работ. «мастер-классов» педагогами Центра технического творчества, родителями организации. Подготовка и показ спектаклей самодеятельного кукольного театра «Теремок» и театра «Апельсин», участие в различных театральных конкурсах.Предоставление информации о новинках в лечении соответствующих заболеваний родителям инвалидов детства

3.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода– организация и проведение спортивно – игровых мероприятий членамиКлуба старшеклассников «Глобус», Клуба волонтеров «Данко», занятия в биологическом кружке, социально-педагогическом отделе, проведение мастер классов, участие в благотворительной деятельности. Итоговые мероприятия таких, как городские спартакиады «Спорт для всех!» с привлечением здоровых сверстников. Выделение помещения для занятий танцами.

4. Белгородский государственный историко-краеведческий музей – проведение занятий в клубе «Музей и семья», проведение выставок, экскурсий в плане патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. В музее и в онлайн формате.

5.Белгородский государственный музей народной культуры– проведение занятий, праздников с целью изучения традиций, истории родного края, патриотического и духовного воспитания, организация совместных выставок.

6. Храм Сергия Радонежского – проведение православных праздников, бесед на православную тему, встречи со священнослужителями в храме, в организации,участие инвалидов детства в благотворительных православных выставках, ярмарках; патриотическое воспитание молодого поколения на примерах жизненного пути святых угодников Божиих и подвижников благочестия; воспитание и образование духовно-нравственной личности.

7. Белгородская государственная филармония– посещение концертных программ в музыкальной гостиной с целью привития любви к музыке, адаптация в обществе.

8. Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина– посещениеспектаклей с целью расширения общего кругозора, любви к творчеству, адаптация в обществе.

9. НИУ БелГУ – совместные мероприятия с иностранными студентами, знакомство со странами их проживания, наязык, традиции, песни и танцы народов мира, проведение спортивных мероприятий студентами факультета физкультуры

10.ГБУ «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области» - работа по привлечению людей с ограниченными возможностями к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

11.Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий – организация экскурсий на территории области, по святым местам с целью активного отдыха, изучению истории родного края.

12. БМООИД «ТЕПЛО ДУШИ» - организация благотворительной деятельности, социальная поддержка инвалидов детства и их семей, организация  спортивно- оздоровительной работы и проведение городских спартакиад «Спорт для всех!», культурного досуга инвалидов детства и их родителей, организация и проведение занятий в Клубах по интересам и городских итоговых занятий по проблемам адаптации инвалидов в микросоциуме с организацией мастер классов, подготовка и проведение  выставок творческих работ,городских  фестивалеймолодых инвалидов «Поверь в себя!»; подготовка и проведение тематических праздников; работа по привлечению к участию и подготовке мероприятий здоровых сверстников, специалистов, имеющих опыт работы с инвалидами, проведение благотворительных  Акций, финансирование мероприятий.

 6.Организация контроля за ходом реализации Проекта

1.    Предоставление отчёта о выполнении Проекта организации, финансирующей Проект, Совету БМООИД «Тепло души», членам организации.

2.    Проверки расходования денежных средств, выделенныхна Проект, Контрольно-ревизионными комиссиямиБМООИД «Тепло души», организаций, финансирующих Проект.

3.    Публикации в местной прессе, на сайте организации, в соцсетях, оформление стендов, альбомов, привлечение корреспондентов радио и телевидения, команду проекта, волонтёров, принимающих участие в организации мероприятий на проводимые занятия, праздники.

7.Социально-экономические последствия и оценка эффективности Проекта.

Запоследние годы число молодых людей сограниченными возможностями встране постоянно увеличивается.

Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой нетолько отдельных людей, идаже нечасти населения, авсего общества вцелом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства иобщества поограждению этой категории граждан отсоциальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц сограниченными возможностями. Инвалидность молодежи значительно ограничивает ихспособности ксамообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, спортивной и трудовой деятельности вбудущем.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого неможет ниодно общество, икаждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам ивозможностям формирует социальную иэкономическую политику вотношении инвалидов.Молодежь сограниченными возможностями является особой социальной категорией, требующей поддержки состороны государства. Работа сней требует индивидуального подхода ккаждому.Создание доступной для молодежи сограниченными возможностями среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики нашей страны, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные сдругими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном статусе.

Социальная поддержка, реабилитация и интеграция инвалидов - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и инвалида детства. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Выполнение Проекта «Жизнь без барьеров» поможет семьям, воспитывающим детей-инвалидов решить многие проблемы в плане воспитания, обучения, спортивного оздоровления, активного отдыха; получить социальную поддержку, квалифицированную психологическую, оздоровление через спорт; расширит  круг  общения инвалидов детства,  даст возможность инвалидам детства и родителям реализовать свой потенциал, найти свое место в жизни, поверить в свои силы, научит выживать в любых условиях, временно забыть про инвалидность.

Благодаря участию в мероприятиях здоровых сверстников и их родителей, волонтеров, прихожан храма Сергия Радонежского появится возможность просвещать население о необходимости поддержки инвалидов детства и их семей, формировать толерантное отношение к ним как к равным членам общества.

Качественные результаты (положительные изменения от реализации проекта)

восстановление социальных навыков и связей;

уменьшение количества инвалидов, испытывающих трудности в социализации;

достижение определенного уровня независимой жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми;

приобретение практических знаний о разнообразных сферах жизни человека;

приобретение опыта организации собственного поведения и общения с окружающими людьми в различныхсоциально-бытовых ситуациях.

         В связи с тем, что количество инвалидов в г. Белгороде не уменьшается, Проект не потеряет свою значимость и в будущем.Финансовая поддержка Проекта поможет реализовать его в полном объеме и выполнить поставленные организацией задачи по ликвидации барьера социальной и пространственной изоляции инвалидов детства и воспитывающих их семей; безболезненной интеграции инвалидов детства в общество путём проведения мероприятий совместно со здоровыми сверстниками, а  включение детей с ограниченными возможностями и инвалидов детства в социальную среду, подготовка их к более независимой, самостоятельной жизни в обществе выполнит одну из важнейших задач системы социальной реабилитации.

Председатель
Контакты:
Любовь Степановна Костикова
+7(904) 093-71-25
teplo_dushi31@mail.ru
Адрес:
308014 г. Белгород, ул. Садовая, д. 3, оф. 105 (МБОУ ДОД Белгородский дворец детского творчества)
Костикова Любовь Степановна
Председатель
+7(904) 093-71-25
teplo_dushi31@mail.ru
Адрес:
308014 г. Белгород, ул. Садовая, д. 3, оф. 105 (МБОУ ДОД Белгородский дворец детского творчества)
Портал информационной поддержки некоммерческих организаций Белгородской области